"Figurines"

Жан Луи ВИО.

FIGURINES  №48 2002  "RUSSIAN VITYAZ"

Статья приведена в сокращении.

 

В течение нескольких лет не проходит ни одного конкурса, на котором не была бы представлена российская оловянная миниатюра, отличающаяся исключительно высоким качеством скульптуры и росписи. Её очень быстро признали и оценили по достоинству, наградив многочисленными медалями, среди которых большинство золотых. Однако мало кто знает, при каких обстоятельствах она появилась на свет. Рассказ об этом вам предлагает журнал  FIGURINES.

Будучи главным  редактором журнала TRADITION, я делал фоторепортажи на французских и зарубежных конкурсах. И около десяти лет назад я стал свидетелем появления оловянных фигурок, которые поражали необычностью сюжетов и оригинальной манерой исполнения - это русские начали открывать свои таланты.

Сначала речь шла о любителях, таких как Александр Сомов и Андрей Блескин, выставлявших свои работы в индивидуальном порядке. Качество их творений было лишь прелюдией к тому, что за этим последовало.

Как появился РУССКИЙ ВИТЯЗЬ...

И так в один прекрасный день появились фигурки поразившие всех необыкновенным богатством и точностью росписи. Выставленные Андреем Арсеньевым они сразу получили много медалей на международных конкурсах. Он не был их автором в прямом смысле этого слова, а скорее вдохновителем и генератором идей. Мне очень хотелось увидеть лица художников работающих в его студии и создающих эти произведения искусства. И такая возможность мне вскоре предоставилась.

Три года назад, во время одной из моих поездок в Санкт-Петербург, Андрей пригласил меня в свою студию. Там я увидел, наконец, тех скульпторов и художников, произведениями которых так восхищался. После этой встречи у меня родилась идея рассказать вам, как устроена студия Арсеньева и кто создает её мировую славу. А так же опровергнуть некоторые ложные представления о том, как создаётся миниатюра в России.

Сегодня Андрей Арсеньев является одним из самых известных в мире производителей оловянной миниатюры, речь идет отнюдь не о счастливой случайности, а о таланте, увлеченности и упорном труде.

Андрей Арсеньев родился в Ленинграде в 1957 году. Будучи ребенком увлекается солдатиками и мечтает посвятить себя своему любимому делу. Но конец семидесятых годов это еще эпоха холодной войны, государство в первую очередь поддерживает тяжелую и военную промышленность. Военное кораблестроение занимает в Ленинграде важное место и Андрей становится инженером кораблестроителем.

Любимое пристрастие дремлет в нем до конца восьмидесятых. Перестройка открывает перед ним новые возможности, Андрей начинает производить и продавать оловянных солдатиков. В 1990 он принимает решение о создании своего собственного предприятия и уходит из кораблестроения. Так появляется  РУССКИЙ ВИТЯЗЬ. 

Понимая, что не сможет удовлетворить существующий спрос в одиночку, он отбирает лучших скульпторов и художников  Санкт-Петербурга. И именно в этом проявляются его способности, как организатора - он создает команду высочайшего профессионального уровня.

Методы работы - долой общепринятые представления.

Многие на Западе думают, что художники в России работают на конвейере, каждый над своей деталью. Это не имеет ничего общего с действительностью! Каждое изделие результат невероятно точной работы одного мастера.

Вот некоторые отличительные черты техники используемой художниками студии. Они не пользуются масляной краской, а только темперой и некоторыми видами акрила. Так же они не используют аэрограф, предпочитая кисти ручной сборки. Различные элементы, которые не отлиты, например флаги, наносятся не пером и не карандашом, а непосредственно кистью. Я видел собственными глазами  работу художника, которому нужно было нанести гравировку на нижнию окову ножен рапиры. Эта окова была разумеется совершенно гладкой. За несколько минут, буквально у меня на глазах, она нарисовала гравировку кистью не отрывая руки и без образца. Это было невероятно!

Дружеская атмосфера.

Практически все художники студии это женщины, большая часть из них работает дома и приходит в мастерскую, что бы сдать и обсудить выполненные работы. Андрей Арсеньев постоянно поддерживает в своей команде дух соревнования, не позволяя никому почить на лаврах - всегда можно сделать лучше! Добавим еще, что эти встречи часто завершаются хорошим застольем, его устраивают на кухне, у русских это любимое место для дружеского общения. Мне не раз доводилось принимать в этом участие вместе с художниками Русского витязя, и я могу вас заверить, впечатления всегда остаются самые лучшие!