"Взрослые игры"

"РУССКИЙ ВИТЯЗЬ"  ПОБЕДИЛ БЛАГОДАРЯ БОЕВОМУ СЛОНУ.

 

На первый взгляд, у оловянных солдатиков нет ничего общего с ювелирными украшениями. Но не спешите с выводами. Страсть к собирательству миниатюрных фигурок стоит в том же ряду, что и коллекционирование дорогих ювелирных украшений, предметов интерьера, картин и прочих вещей, без которых жизнь возможна, но не столь интересна. Игрушечные солдатики украшают кабинеты министров, олигархов, президентов компаний, звезд шоу-бизнеса и даже королей. Кроме того, изготовление их требует ювелирной точности и аккуратности. Именно поэтому конкурс оловянной миниатюры, который в очередной раз прошел в рамках конкурса «Ювелирный Олимп», столь органично вписался в рамки выставки «Петербургский ювелир».

 

В конкурсе приняли участие несколько компаний, а почти все призы достались фирме  "Русский витязь", в том числе и Гран-при - за фигуру «Римский боевой слон», выполненную скульптором Михаилом Польским и художником Галиной Сычевой. Кстати, грозный слон (персонаж битвы при Киноскефалах, которая была важным эпизодом римско-македонской войны в 197 году до нашей эры) уже удостоился высших наград на выставке в Италии в местечке Сент-Винсент. Там же фирма получила еще несколько медалей. Вообще же, первые золотые медали на зарубежной выставке «Русский витязь» получили десять лет назад, и с тех пор каждый год коллекция наград пополняется.

 

 Создатель и руководитель фирмы Андрей Арсеньев считает, что обойти западных конкурентов «Русскому витязю» помогает родная художественная школа. Работы наших скульпторов и художников вне конкуренции, это признают и зрители, и критики на западных выставках. Так что неудивительно, что остальным участникам было сложно состязаться с «Русским витязем». Впрочем, возможно только пока. Все больше компаний и отдельных художников занимаются оловянной миниатюрой, растет качество их работ. Да и зрители не остаются безучастными: «живые» сцены из истории, воплощенные с таким мастерством и реалистичностью, привлекали на выставке внимание не меньше, чем изысканные цветы из камня или роскошные серьги и кольца с жемчугами и бриллиантами. Что лишний раз доказывает: все мы немного дети, а многие и во взрослом возрасте не прочь поиграть в войну. Правда, этими солдатиками по-настоящему никто не играет. Их, как особо ценные предметы, хранят в строгих книжных шкафах за стеклянными дверцами или на роскошных письменных столах далеко не бедные люди.

 

 Этой, как правило, мужской страсти - не одна тысяча лет. Оловянные солдатики сопровождали в последний путь фараонов и китайских императоров. Многие европейские монархи прежде, чем начать сражение, проводили баталии среди игрушечных армий. Впервые солдатиков при помощи оловянного литья в формах и техники гравюры по шиферу начали делать в Нюрнберге. Да так активно, что уже в середине 19 века практически все европейские армии тех и более ранних времен были запечатлены в миниатюре. Но тогда они были плоскими.

 

Не обошло стороной это увлечение и Россию. Во времена Анны Иоанновны в Петербурге была открыта знаменитая «нюрнбергская лавка» галантерейщика Дозера. Он привез для будущего императора Петра III заводную гауптвахту с барабанщиком и «солдатским фронтом», который по сигналу колокольчика выходил из караула. Будущий император так увлекся оловянными солдатиками, что позже это стало причиной появления и развития отечественной школы военно-исторической миниатюры.

 

В двадцатом веке началось производство объемных, так называемых, круглых фигурок.  Вместо олова стали использовать пластмассу. Оловянные миниатюры, более сложные в исполнении и дорогие, оказались доступными лишь коллекционерам.

 

Оловянные солдатики вновь стали популярными в России совсем недавно. Но

«Петербургский ювелир», считает Андрей Арсеньев, одна из немногих выставок в России, где военно-историческая оловянная миниатюра представлена на должном уровне. А самое главное, здесь работает высококвалифицированное жюри,которое может оценить общий замысел, качество исполнения, художественность образа, соответствие исторической правде. Кстати, в оловянной миниатюре есть свои стандарты - 54 миллиметра от пятки до глаз в масштабе один к тридцати. В особых случаях делают миниатюры в два раза выше. Чтобы такая маленькая фигурка выглядела как живая, нужно, чтобы в команде все были мастерами своего дела - и скульпторы, и литейщики, и художники, и историки.

 

Историческая тема - самая популярная, чаще всего миниатюристы обращаются ко временам античности, средневековья и наполеоновским войнам.   В коллекции «Русского витязя» на этот раз зрители увидели и китайского полководца на боевом слоне, и самурая - Дате Масамуне, и рыцаря XVI века в турнирном доспехе, и западно-европейского рыцаря XIV века, и знаменитого маршала Нея, и даже Чингисхана. Мало найдется мест, где можно оказаться в столь интересной компании.

                                          Ольга Рогозина.